Доступная среда


На главную страницу

 
Доступная среда

Информационный портал "Доступная среда" http://zhit-vmeste.ru

МКОУ «Раковская СШ» является общеобразовательным учреждением общего типа, реализующим общеобразовательные программы начального общего, основного общего, среднего
общего образования.
В 2021-2022 учебном году в школе обучается 173 человека.
Количество обучающихся с ограниченными возможностями здоровья: 5 человек;
из них количество детей-инвалидов: 3 человека;
Находятся на домашнем обучении: 2 человека.

Работа коллектива школы направлена на создание всеобъемлющих условий для получения образования детьми с учетом их психофизических особенностей.

Паспорт доступности МКОУ "Раковская СШ" от 07.10.2016.pdf

Инклюзивное образование в МКОУ "Раковская СШ" призвано решить следующие задачи:
1. Создание адаптивной образовательной среды, обеспечивающей удовлетворение как общих, так и особых образовательных потребностей ребенка с ОВЗ.
2. Обеспечение индивидуального педагогического подхода к ребенку с ОВЗ с учетом специфики нарушения развития, социального опыта.
3. Обеспечение психолого-педагогического сопровождения процесса интеграции детей с ОВЗ в образовательную и социальную среду, содействия ребенку и его семье, помощи
педагогам.
4. Применение специализированных программно-методических комплексов для обучения детей с ОВЗ.
5. Координация и взаимодействие специалистов разного профиля и родителей, вовлеченных в процессе образования.
6. Повышение профессиональной компетентности педагогов в вопросах обучения и развития детей с ОВЗ различной специфики и выраженности.
7. Формирование толерантного восприятия и отношения участников образовательного процесса к различным нарушениям развития и детям с ОВЗ.

Приказ О создании психолого-педагогического консилиума от 03.02.2020 N 12.pdf

Положение о психолого-педагогическом консилиуме от 03.02.2020.pdf

Организационное обеспечение

Создание специальных условий образования для детей с ОВЗ базируется на нормативно-правовой базе, которая гарантирует не только реализацию образовательных прав самого
ребенка на получение соответствующего его возможностям образования, но и реализацию прав всех остальных детей, включенных наравне с особым ребенком в инклюзивное
образовательное пространство. Поэтому помимо нормативной базы, фиксирующей права ребенка с ОВЗ, необходима разработка соответствующих локальных актов, обеспечивающих
эффективное образование и других детей. На данный момент сформирована следующая нормативная база:
1. ООП НОО, ООП ООО, ООП СОО, Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования слабослышащих и позднооглохших обучающихся (вариант 2.3); Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями); Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования для слабовидящих обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 4.3.).
2. Положение о медико-психолого-педагогическом консилиуме школы.
3. Программа коррекционно-развивающей работы (при организации обучения и воспитания в образовательном учреждении детей с ОВЗ) на основе ИПРА.
Обучающиеся нашей школы не нуждаются в организации специального питания.
Медицинское сопровождение осуществляется специалистами и врачами в рамках сетевого взаимодействия.
Информационное обеспечение включает необходимую информационно-методическую базу образования детей с ОВЗ: информационно-образовательные ресурсы в виде печатной
продукции; информационно-образовательные ресурсы Интернета; вычислительная и информационно-телекоммуникационная инфраструктура.

Материально - техническое обеспечение

Материально-техническое (архитектурное) обеспечение включает необходимое учебно-материальное оснащение. Создается безбарьерная образовательная и социальная среда,
безопасная и комфортная для всех участников образовательного процесса.
Смонтированы широкие входные двери, пандус, убраны, либо выровнены ступеньки (резкие перепады высот) в дверных проемах, организовано дежурство работника на входе для
обеспечение помощи инвалидам, сделав пространство школы более доступным для детей с ограниченными возможностями.
Учебные кабинеты школы в достаточной мере оснащены мебелью, необходимым современным оборудованием, дидактическими и техническими средствами для успешной реализации
теоретической и практической частей общеобразовательной программы, соответствуют санитарным правилам, нормам пожарной безопасности.







Кадровое обеспечение

Педагоги имеют опыт работы с детьми с ОВЗ, систематически проходят курсы повышения квалификации.
В 2020 году 4 педагога прошли профессиональную переподготовку по программе "Организация образовательного процесса для обучающихся с ОВЗ (ЗПР)":

Фамилия

Имя

Отчество

Дата курсовой переподготовки

Серия и номер диплома

Учебное заведение

Программа курсовой переподготовки

Количество часов

1

Мухоркина

Людмила

Петровна

21.03.2020

ПП № 047973

Частное Образовательное Учреждение Дополнительного Профессионального Образования "Институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки"

Организация образовательного процесса для обучающихся с ОВЗ (ЗПР)

580

2

Наумова

Наталия

Александровна

02.04.2020

ПП № 048280

Частное Образовательное Учреждение Дополнительного Профессионального Образования "Институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки"

Организация образовательного процесса для обучающихся с ОВЗ (ЗПР)

580

3

Потапова

Елена

Геннадьевна

29.01.2020

ПП № 038663

Частное Образовательное Учреждение Дополнительного Профессионального Образования "Институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки"

Организация образовательного процесса для обучающихся с ОВЗ (ЗПР)

580

4

Рогачева

Ирина

Ивановна

06.01.2020

ПП № 038664

Частное Образовательное Учреждение Дополнительного Профессионального Образования "Институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки"

Организация образовательного процесса для обучающихся с ОВЗ (ЗПР)

580


Ежегодно осуществляется повышение мастерства педагогов по данному направлению через организацию семинаров, круглых столов, педагогических советов, мастер-классов.

Психолого-педагогическое сопровождение

Психолого - педагогическое сопровождение детей с ОВЗ осуществляют социальный-педагог, классный руководитель, учителя-предметники. В рамках должностных обязанностей каждый из участников образовательного процесса составляет план работы по сопровождению обучающихся. Организация сопровождения включает в себя работу психолого-медико-педагогического консилиума; выполнение рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии; оказание психологической, логопедической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья; организация индивидуальных педагогических маршрутов; организация педагогического взаимодействия.
В системе работы применяются следующие формы:
1. Проведение индивидуальной работы с учащимися и их родителями: тематические беседы, посещение семей, подготовка рекомендаций, характеристик на ПМПК;
2. Проведение малых педагогических советов, административных советов;
3. Ведение карт наблюдений динамики учебных навыков;
4. Посещение, взаимопосещение уроков, анализ уроков с точки зрения здоровьесбережения;
5. Разработка методических рекомендаций учителю;
6. Диагностика, коррекция, профилактика;
7. Обследование школьников по запросу родителей;
8. Оказание психологической поддержки педагогам.
Расписание занятий соответствует общеобразовательным нормативно-правовым актам. Учителя, организующие занятия с детьми с ОВЗ, работают по адаптированным
образовательным программам.

Нормативные документы

1. Федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ (ред. от 11.06.2021) "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 26.09.2021).
2. Федеральный закон РФ от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
3. "СП 59.13330.2020. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. СНиП 35-01-2001" (утв. и введен в действие Приказом Минстроя России
от 30.12.2020 N 904/пр)
4. Постановление Правительства РФ от 28.05.2021 N 815 "Об утверждении перечня национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате
применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", и о
признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 4 июля 2020 г. N 985".
5. Постановление Правительства РФ от 29.03.2019 N 363 (ред. от 23.03.2021) "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Доступная среда".
6. Письмо Минздравсоцразвития России от 11.04.2012 N 30-7/10/2-3602 "О методических рекомендациях, нацеленных на устранение наиболее часто встречающихся барьеров на пути
следования инвалидов и других маломобильных групп населения при посещении административных зданий и служебных помещений".

Программа "Доступная среда" обеспечивает:
• создание в МКОУ "Раковская СШ" специальных условий воспитания, обучения, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ограниченными
возможностями здоровья (ОВЗ);
• социальную адаптацию и интеграцию детей с особыми образовательными потребностями;
• реализацию прав детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), что будет способствовать их полноценному участию в жизни общества.
Ожидаемые результаты:
• позитивный эффект для качества образования детей с ОВЗ, успешная социализация в обществе;
• обновление качества образования за счет работы над индивидуальными проектами, участием в конкурсах, выставках, конференциях различного уровня.
Программа "Доступная среда" в МКОУ "Раковская СШ" направлена на создание системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья, эффективность их
реабилитации за счёт доступности образовательной среды, преодоление самоизоляции детей с ограниченными возможностями здоровья и негативного отношения к ним и является
составной частью программы развития нашей школы.
"Доступная среда" обеспечивает:
• выявление особых образовательных потребностей детей с ОВЗ;
• осуществляет индивидуально ориентированное медико-социальное и психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ;
• даёт возможность освоить детям с ОВЗ основную образовательную программу;
• обеспечивает интеграцию детей с ОВЗ в образовательном учреждении.
Основные задачи программы "Доступная среда":
1. Задачи, ориентируемые на детей с ОВЗ:
1.1. Выявить особые образовательные потребности детей с ОВЗ.
1.2. Осуществить индивидуально ориентированное медико-социальное и психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ с учётом их индивидуальных возможностей.
1.3. Обеспечить возможность освоения детьми с ОВЗ основной образовательной программы и их интеграцию в образовательную среду.
2. Задачи, ориентируемые на педагогов и специалистов:
2.1. Сориентировать коллектив МКОУ "Раковская СШ" на организацию и поддержку семей с детьми ОВЗ.
2.2. Повысить профессиональную компетентность педагогов и специалистов.
2.3. Формировать условия для эффективного развития обучающихся с ОВЗ.
3. Задачи, ориентированные на родителей детей с ОВЗ:
Информирование родителей о программе "Доступная среда", о создании безбарьерной среды в школе для детей с ОВЗ.
Просвещение родителей по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических, медико-социальных и правовых условий обучения, воспитания, развития и социализации детей с ОВЗ.
Организация совместной деятельности педагогов, специалистов и родителей с целью повышения активности участия детей с ОВЗ в программе "Доступная среда":
• развитие ключевых компетенций детей за счёт организации информационно-образовательного пространства школы;
• реабилитация и сохранение физического и психического здоровья учащихся;
• оптимизация современной образовательной инфраструктуры в МКОУ "Раковская СШ".

ПАМЯТКА "СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ ДЕТЕЙ С ОВЗ"

1. Не считайте обращение к специалисту (неврологу, психиатру или психологу) "клеймом на всю жизнь", не настраивайтесь негативно, если такую консультацию вам предложат
воспитатели ДОУ или учителя ОУ. Невозможно помочь детям, не понимая, в чем причина их проблем.
2. Обеспечьте ребенку как можно больше впечатлений, систематически знакомьте его с окружающим миром.
3. Не ругайте детей, если они неловки, недостаточно сообразительны. Надо помнить, что критика только снижает и без того невысокую самооценку.
4. Не фиксируйте внимание ребенка на оценке и тем более не наказывайте за то, что "педагог жалуется". Постарайтесь наладить контакт с учителем, расскажите ему об особенностях
сына (дочери), попытайтесь разработать совместную стратегию обучения.
5. Не оценивайте неудачи ребенка как проявление лени или "плохого" характера, не стремитесь к тому, чтобы он соответствовал "нормальным", на ваш взгляд, критериям.
6. Внимательно относитесь к жалобам детей на головную боль, усталость, плохое самочувствие, ведь в большинстве случаев это объективные показатели затруднений, испытываемых
ребенком в процессе обучения.


Портал "Знаем-Можем" - это территория общения. Открывайте дискуссии и участвуйте в них, делитесь проблемами, обменивайтесь опытом и впечатлениями, встречайте новых друзей. Высказывайте свое мнение- оно поможет изменить мир к лучшему. http://www.znaem-mozhem.ru/